5 декабря 2011 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) "».
Новые правила вступают в силу с 4 марта 2012 г.
Нововведения касаются некоторых организационных вопросов, очередности удовлетворения требований кредиторов и субсидиарной ответственности членов кредитного кооператива. В целом все они направлены на то, чтобы сделать кредитные кооперативы более надежными, а участие в них – безопасным для благосостояния гражданина.
Организационные вопросы
Российское законодательство предусматривает особый контроль над финансовыми организациями (к ним относят банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и другие). Контроль необходим в связи с тем, что они занимаются привлечением чужих денежных средств, а значит, их банкротство может нанести ущерб благосостоянию многих лиц. Так как кредитные кооперативы тоже ведут эту деятельность, новым законом они официально отнесены к финансовым организациям. Контрольные функции возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам; установлено, что арбитражным управляющим в деле о банкротстве кредитного кооператива может быть только лицо, сдавшее экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве кредитных кооперативов. Такая программа еще не утверждена, можно ожидать, что Минэкономразвития сделает это в ближайшее время.
Эти меры направлены на то, чтобы минимизировать потери кредиторов, связанные с недобросовестностью или некомпетентностью лиц, управляющих организацией.
Очередность удовлетворения требований кредиторов.
Новый закон, защищая интересы граждан, вкладывающих денежные средства в кредитные кооперативы, установил, что требования пайщиков-физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений в сумме, не превышающей 700 000 (семисот тысяч) рублей в отношении каждого пайщика, включаются во вторую очередь требований – наряду с требованиями о выплате заработной платы.
Благодаря этой норме в случае банкротства граждане имеют шанс получить обратно свои сбережения, вложенные в кредитный кооператив. Хотя надо помнить о том, что всегда есть возможность того, что оставшегося у должника имущества едва хватит на удовлетворение первоочередных требований, так что эта норма, к сожалению, не гарантирует возврата денежных стредств.
Требования пайщиков-физических лиц в сумме свыше этого, а также пайщиков- юридических лиц включаются в третью очередь, удовлетворяясь в таком порядке:
1) требования пайщиков-физических лиц в сумме, превышающей семьсот тысяч рублей,
2) требования пайщиков-юридических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров займа;
3) требования лиц, не являющихся пайщиками.
Требования пайщиков о возврате паев, в том числе связанные с прекращением членства в кредитном кооперативе до его признания банкротом, подлежат удовлетворению после расчетов с залоговыми кредиторами кредитного кооператива. При этом если пайщики являлись или являются единоличным исполнительным органом кредитного кооператива, членами правления кредитного кооператива, членами контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива или их аффилированными лицами, их требования удовлетворяются после удовлетворения требований остальных пайщиков.
Субсидиарная ответственность членов кредитного кооператива
Ст. 56 ГК РФ и ст. 10 ФЗ о банкротстве предусматривает субсидиарную ответственность участников, руководителей общества и иных лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Эти нормы распространяются и на руководителей кредитных кооперативов. Но кроме этого существуют специально установленные следующие случаи субсидиарной ответственности лиц по долгам кредитного кооператива:
1) пайщики и бывшие пайщики, членство которых в кредитном кооперативе прекращено в течение шести месяцев до даты подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом, несут субсидиарную ответственность в пределах невыплаченного дополнительного взноса;
2) единоличный исполнительный орган или члены правления кредитного кооператива несут ответственность, если признаки банкротства возникли в результате их виновных действий или бездействия, в пределах сумм паев, подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в кредитном кооперативе. При этом виновность лиц определяется не как обычно в гражданском праве – умысел или неосторожность, а как несоответствие их действий принципам добросовестности и разумности. Очевидно, по мысли законодателя, это упростит доказывание вины лиц, управлявших кооперативом и доведших его до банкротства;
3) саморегулируемая организация кредитных кооперативов подлежит субсидиарной ответственности, если она не направила в контрольный орган ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива или ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом, что саморегулируемая организация обязана делать при обнаружении признаков банкротства.
Закон направлен на то, чтобы стимулировать лиц, управляющих кооперативом и контролирующих его, исполнять свои обязанности надлежащим образом. Именно поэтому пайщики, входящие в органы управления кооперативом, получают удовлетворение своих требований в самую последнюю очередь, а кроме того они и саморегулируемая организация, в которую входит кооператив, подлежат субсидиарной ответственности по его долгам, если не предприняли требовавшихся от них действий по предотвращению вреда.
15 февраля 2012